ЖИВОПИСЬ ГРАФИКА РИСУНОК ГРАВЮРЫ ВИННЫЙ АНТИКВАРИАТ БРОНЗА СЕРЕБРО
ФАРФОР СТЕКЛО МЕБЕЛЬ И ЗЕРКАЛА ЧАСЫ И НАУЧНЫЕ ПРИБОРЫ ПРЕДМЕТЫ АНТИКВАРНОГО ДЕКОРА ИСКУССТВО ВОСТОКА
Фарфоровая статуэтка "Женщина Саратовской губернии" (Государственный (Ленинградский) фарфоровый завод)
« 96 »
Артикул: P305000B
Название: Фарфоровая статуэтка "Женщина Саратовской губернии" (Государственный (Ленинградский) фарфоровый завод)
Место и Дата создания: СССР, Ленинградский фарфоровый завод, 1920-30 гг.
Материал и Техника: фарфор, художественная роспись
Размер ВхШхГ: 20 х 10 х 6.5 см.
Описание:

"Все образы империи и стили оставили свой хрупкий след на фарфоре, и если бы от России остались одни только фарфоровые черепки, то и по ним можно было бы представить её величие и благородство, красоту и мужество разных народов её населяющих".

Иван Лукаш (1892-1940), художественный критик

 

Редкая фарфоровая статуэтка "Женщина (крестьянка) Саратовской губернии" из знаменитой серии "Народности России", выполненная в 1920-30 гг. на Государственном (Ленинградском) фарфоровом заводе по модели 1913 года скульптора Павла Каменского (1858-1922). Автор росписи – Рукавишникова Варвара Фёдоровна.

Известны различные варианты росписи "Крестьянки Саратовской губернии". Экземпляры хранятся в ГМЗ "Петергоф". (Носович Т.Н., Попова И.П. Государственный фарфоровый завод. 1904-1944. СПб.-М., 2005).

 

В конце XVIII века король Пруссии Фридрих II подарил Екатерине Великой фарфоровый сувенир, изображавший императрицу на троне в окружении подданных разных национальностей и пленных турков. Екатерине идея пришлась по душе и она повелела выпустить собственную серию фарфоровых статуэток "Народы России", тем более, что Императорский фарфоровый завод уже был не только местной достопримечательностью, но и гордостью столицы.

Мемуарист Болотов, посетив в 1790 году Императорский фарфоровый завод, свидетельствует: "Ранёхонько вставши и одевшись, поехали.. Даль ужасная! За Невский монастырь и вне города, и там уже недалеко и заводы.. Есть много и очень много тут чего посмотреть, а особливо в рассуждении изящества и совершенства многих скульптурных работ и фарфоровых штук. Для глаз же более всего, между прочим, зрения достойна полата, наполненная отделанными уже совсем вещами и расставленными для продажи. В сём магазине находится фарфору на многие десятки тысяч. И не утерпели, чтоб не промотать на то по несколько рублей".

Царский заказ выполнил скульптор французского происхождения, профессор скульптуры Академии художеств Жан-Доменик Рашет при участии талантливых русских художников Козлова и Кирсанова. Основой для создания скульптур послужили гравюры из книги немецкого путешественника и этнографа Иоганна Готлиба Георги "Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей".

Народная серия была продолжена в 1907-1917 годах по инициативе императора Николая II в связи с подготовкой к 300-летию дома Романовых. Проект должен был стать масштабным и исторически достоверным, поэтому для создания "коллективного портрета" использовались данные первой и единственной переписи населения Российской империи 1897 года. 

Работа была поручена директору Императорского фарфорового завода барону Николаю Вольфу и директору Музея антропологии и этнографии академику Василию Радлову. Проектом руководил скульптор Павел Каменский, на протяжении долгих лет заведовавший бутафорской мастерской Императорских театров.

Сначала планировалось, что фарфоровая коллекция будет состоять из 400 мужских и женских фигурок. Однако представители некоторых народностей были внешне схожи между собой или носили похожую одежду. В окончательном списке осталось лишь 74 статуэтки, большую часть которой составляли народы Севера.

При создании каждого образа изучались подлинные костюмы, украшения и предметы быта на экспонатах Кунсткамеры и этнографического отдела Русского музея, учитывались исследования по сравнению черт лица, роста, телосложения, даже цвета кожи и структуры волос. Художников, создававших эскизы, консультировали сотрудники музеев. Статуэтки одели в праздничную национальную одежду. Мастера тщательно прорабатывали каждую деталь: складки платьев, фактуру ткани и меха. Костюмы фигур были выполнены с тщательной прописью характерных особенностей этноса, при этом не были упущены и мельчайшие детали национальной одежды. Национальные детали скульпторы подчеркивали в каждом образе - не только в одежде, но и в традиционных занятиях. В коллекции были корякская женщина, которая выделывала кожу, тунгусский шаман во время ритуального обряда, великоросс, работавший в поле.

Показательно, что советская власть активно использовала опыт имперской России. Серия "Народности России" активно тиражировалась для торговли как внутри страны, так и за границей. В фондах музеев некоторых городов сегодня хранятся эти замечательные шедевры, например, в Самарском областном художественном музее находятся две фигуры из этой серии - "Якутка" (выпуск 1910 г. по модели 1907 г.) и "Крестьянка Саратовской губернии" (1930-е годы по модели 1913 г.) 

Состояние: Хорошее. Без сколов, трещин и реставрации. Клеймо на основании.
Цена: 300 000 рублей.
в корзину