ЖИВОПИСЬ ГРАФИКА РИСУНОК ГРАВЮРЫ ВИННЫЙ АНТИКВАРИАТ БРОНЗА СЕРЕБРО
ФАРФОР СТЕКЛО МЕБЕЛЬ И ЗЕРКАЛА ЧАСЫ И НАУЧНЫЕ ПРИБОРЫ ПРЕДМЕТЫ АНТИКВАРНОГО ДЕКОРА ИСКУССТВО ВОСТОКА
Фарфоровая маслёнка "Пастушки" (Дулёвская фабрика имени "Правды")
« 71 »
Артикул: P109046B
Название: Фарфоровая маслёнка "Пастушки" (Дулёвская фабрика имени "Правды")
Место и Дата создания: СССР, Дулёвская фабрика имени "Правды", 1924-25 годы.
Материал и Техника: Фарфор, глазурь, деколь с подрисовкой, золочение.
Размер ВхШхГ: блюдце: диаметр 17 см., высота 4.5 см.; крышка: диаметр 12 см., высота 8 см.; высота маслёнки с крышкой 9 см.
Описание:

Маслёнка "Пастушки", изготовленная мастерами Дулёвской фабрики имени "Правды" в первые годы советской власти.

Синее надглазурное клеймо: герб СССР (6 лент) под ним в овале надпись: "ДУЛЕВСКАЯ ФАБР. имени "ПРАВДЫ" / ФАРФОРТРЕСТ". 

Посуда с таким сюжетом росписи выпускалась ещё до революции, в то время, когда фабрика имени "Правды" принадлежала "Товариществу М.С.Кузнецова". Поэтому нам придётся обратиться к истории национализированной  в 1918 году фабрики.   

Вряд ли найдется в России человек, который не слышал бы о знаменитой когда-то империи "фарфорового короля" Матвея Сидоровича Кузнецова или, по крайней мере, о кузнецовском фарфоре: чайных парах, тарелках, блюдах и целых сервизах. 

О промышленниках и купцах-старообрядцах Кузнецовых было известно с начала XIX века, когда в 1810 году началось строительство небольшого фарфорового производства в городе Гжель, а затем появилась крупная фабрика в Дулёво Владимирской губернии. В 1846 году в семье Сидора Кузнецова родился долгожданный сын – наследник Матвей, которого отец растил как продолжателя семейного дела. Основы фарфорового дела Матвей Кузнецов постигал обучаясь в Рижском коммерческом училище. А технологическую практику проходил на Рижском фарфоровом заводе Кузнецовых. В 18 лет Матвей становится единоличным владельцем всех заводов семьи Кузнецовых. Возглавив отцовский бизнес, Матвей Кузнецов поставил себе цель, к которой шел затем всю свою жизнь – монополизировать фарфоровое производство в России.

В конце XIX века Матвей Сидорович объединил 18 собственных предприятий, в том числе восемь фарфоровых и фаянсовых фабрик, создав "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий", став крупнейшим производителем в этой области. Все товары маркировали единой отметкой "Товарищество М.С.Кузнецова". К 1898 году "Товарищество" стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века на фабриках "Товарищества" производилось около 2/3 российского фарфора. В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Особенностью кузнецовской продукции была не только массовость, но и постоянная ориентация на вкусы потребителей. Для крестьян – товар дешевый, не броский, для горожан – сервизы средней цены, но по росписи похожие на дорогие. Для богатых купцов предлагали посуду с "золотым нутром" – покрытую изнутри сплошь золотом, или "полунутром" – с золотом наполовину. Выпускали посуду для трактиров, ресторанов и многое другое. Поэтому практически в любой российской семье имелась какая-нибудь чашка или блюдце с клеймом Товарищества Кузнецова.

Что же касается сюжета "Пастушки" на маслёнке – он яркое воплощение так называемой "народной темы" в оформлении фарфоровых изделий. Темы необычайно популярной во второй половине XIX века, и отвечавшей нараставшим народническим устремлениям в российском обществе. В одном народном ряду со жницами стояли косари в поле, путники в дороге, юные пастухи, танцующие в сарафанах девицы, резвящиеся крестьянские дети, старики с собаками, рыбаки и прочий простой люд, вписанный в пасторальные сельские сюжеты.

Эти весьма реалистические жанровые зарисовки, oбычно заимствованные с картин или гравюр, размещались по центру изделия, дополнительно оформленного орнаментом. По примеру европейских фарфоровых фабрик Кузнецов активно использовал технику деколи вместо рисунка на фарфоре. Сюжет "Пастушки" и цветочные букеты на представленной маслёнке выполнены в этой технике.

 

Кухонная посуда, утварь, принадлежности, аксессуары и приспособления кажутся довольно прозаическими и недостаточно привлекательными для коллекционирования. Но чувство красоты иногда зависит от того, кто на предмет смотрит. Вспомним латинское выражение Pulchritudo in oculis aspicientis – красота в глазах смотрящего. Сегодня очень многие находят эти вещи интересными и, конечно, коллекционируют их. Присмотритесь, может быть именно эта маслёнка положит начало и вашей коллекции. 

Состояние: Очень хорошее. Без сколов и трещин. Потертость золочения на ободке блюдца.
Цена: 10 000 рублей.
в корзину