ЖИВОПИСЬ ГРАФИКА РИСУНОК | ГРАВЮРЫ | ВИННЫЙ АНТИКВАРИАТ | БРОНЗА | СЕРЕБРО | |||||
ФАРФОР СТЕКЛО | МЕБЕЛЬ И ЗЕРКАЛА | ЧАСЫ И НАУЧНЫЕ ПРИБОРЫ | ПРЕДМЕТЫ АНТИКВАРНОГО ДЕКОРА | ИСКУССТВО ВОСТОКА |
Артикул:
BF100100A
Название:
Антикварное малахитовое пресс-папье, украшенное серебряной скульптурой "Тройка".
Место и Дата создания:
Россия, вторая половина XIX века.
Материал и Техника:
Малахит, серебро, перламутр.
Размер ВхШхГ:
8.8 x 8.5 x 6 см.
Описание:
“Вот мчится телега – буйная молодость русских дорог” Владимир Соллогуб
Телега меня занимала, Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, Я прелесть телеги узнала”. Николай Некрасов Уникальное пресс-папье из необработанного куска уральского малахита, украшенного миниатюрной серебряной скульптурой “Тройка”, в которой скульптору удалось в мельчайших деталях передать езду на лихих скакунах. Детально вылепленная сбруя, напряженная поза ямщика с кнутом, тщательная работа над каждой деталью одежды персонажей, плед на коленях пассажиров и даже ухабистая дорога под копытами лошадей – всё направлено на то, чтобы передать особенность езды на тройке запряженных лошадей по русским дорогам.
Тройка – это не вид повозки, а чисто русская старинная упряжь и затея, ибо никто, кроме русских, не ездил на тройке лошадей. Особенность тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног, а более лёгкие пристяжные лошади скачут правильным размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Такая разноаллюрная, сочетающая рысь и галоп езда, выглядит очень гармонично и красиво. Зимой тройкой запрягали сани, летом – колесный транспорт. В царские времена на тройках ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные, важные господа и все, кому нужна была высокая скорость на длительный период времени (до 50 километров в час). Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли "полихачить" и выпустить в галоп даже коренника.
Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например поначалу дугу коренника окрашивали позолотой, позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Наконец, в последней трети XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик – миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось – дуга над головой коренника тройки, к которой rолокольчик туго привязывался сыромятным кожаным ремнем. Его стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворял удаль и волю русского народа. Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы, вводя в заблуждение ямщиков на почтовых станциях. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами.
Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трёх лошадей стали надевать кожаные ошейники с укреплёнными на них гирляндами бронзовых бубенцов, которые были значительно тише колокольчиков. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятно звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать "гамму" – созвучную группу, производившую при езде "согласный" звон.
Уральский малахит — это удивительной красоты камень. Впервые месторождения зеленого минерала было обнаружено в России еще в XVIII веке. Активные разработки и добыча малахита привела к тому, что за Россией на протяжении долгих веков тянулась слава малахитовой страны. Мир был удивлен не только красотой камня, но и мастерством ювелиров, которым удавалось создавать произведения искусства. Малахит использовали без особой экономии. Стоит отметить, что крошкой из этого камня засыпали ямы на дорогах. Подобное расточительство привело к тому, что в скором времени месторождения на Урале оскудели. Сегодня на Урале есть лишь одно действующее месторождение этого камня. Можно смело сказать, что малахитовая эпоха в России завершилась. Сегодня бережно хранят остатки былой роскоши, выставляя в музеях небольшие куски малахита в качестве ценных экспонатов.
Состояние:
Отличная сохранность.
Цена:
110 000 рублей.
в корзину
|