ЖИВОПИСЬ ГРАФИКА РИСУНОК ГРАВЮРЫ ВИННЫЙ АНТИКВАРИАТ БРОНЗА СЕРЕБРО
ФАРФОР СТЕКЛО МЕБЕЛЬ И ЗЕРКАЛА ЧАСЫ И НАУЧНЫЕ ПРИБОРЫ ПРЕДМЕТЫ АНТИКВАРНОГО ДЕКОРА ИСКУССТВО ВОСТОКА
Антикварное малахитовое пресс-папье, украшенное серебряной скульптурой "Тройка".
« 5 »
Артикул: BF100100A
Название: Антикварное малахитовое пресс-папье, украшенное серебряной скульптурой "Тройка".
Место и Дата создания: Россия, вторая половина XIX века.
Материал и Техника: Малахит, серебро, перламутр.
Размер ВхШхГ: 8.8 x 8.5 x 6 см.
Описание:

“Вот мчится телега – буйная молодость русских дорог”

Владимир Соллогуб


“…Сперва

Телега меня занимала,

Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, 

Я прелесть телеги узнала”.

Николай Некрасов

Уникальное пресс-папье из необработанного куска уральского малахита, украшенного миниатюрной серебряной скульптурой “Тройка”, в которой скульптору удалось в мельчайших деталях передать езду на лихих скакунах. Детально вылепленная сбруя, напряженная поза ямщика с кнутом, тщательная работа над каждой деталью одежды персонажей, плед на коленях пассажиров и даже ухабистая дорога под копытами лошадей – всё направлено на то, чтобы передать особенность езды на тройке запряженных лошадей по русским дорогам.

 

Тройка – это не вид повозки, а чисто русская старинная упряжь и затея, ибо никто, кроме русских, не ездил на тройке лошадей. Особенность тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног, а более лёгкие пристяжные лошади скачут правильным размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Такая разноаллюрная, сочетающая рысь и галоп езда, выглядит очень гармонично и красиво. Зимой тройкой запрягали сани, летом – колесный транспорт.

В царские времена на тройках ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные, важные господа и все, кому нужна была высокая скорость на длительный период времени (до 50 километров в час). Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли "полихачить" и выпустить в галоп даже коренника.

Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например поначалу дугу коренника окрашивали позолотой, позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой.

В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра 1, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. 

Наконец, в последней трети XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик – миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось – дуга над головой коренника тройки, к которой rолокольчик туго привязывался сыромятным кожаным ремнем. Его стали называть поддужным, а также почтовым или ямским.

Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворял удаль и волю русского народа. Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы, вводя в заблуждение ямщиков на почтовых станциях. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами.

Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трёх лошадей стали надевать кожаные ошейники с укреплёнными на них гирляндами бронзовых бубенцов, которые были значительно тише колокольчиков. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятно звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать "гамму" – созвучную группу, производившую при езде "согласный" звон.

К концу XIX века запреты на применение колокольчиков утратили свою силу. На тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Два-три десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие. Этот ансамбль был по своему звучанию совершенно неповторим и вошёл в историю под названием "ямской гармони".

 

Уральский малахит — это удивительной красоты камень. Впервые месторождения зеленого минерала было обнаружено в России еще в XVIII веке. Активные разработки и добыча малахита привела к тому, что за Россией на протяжении долгих веков тянулась слава малахитовой страны. Мир был удивлен не только красотой камня, но и мастерством ювелиров, которым удавалось создавать произведения искусства.

Малахит использовали без особой экономии. Стоит отметить, что крошкой из этого камня засыпали ямы на дорогах. Подобное расточительство привело к тому, что в скором времени месторождения на Урале оскудели.

Сегодня на Урале есть лишь одно действующее месторождение этого камня. Можно смело сказать, что малахитовая эпоха в России завершилась. Сегодня бережно хранят остатки былой роскоши, выставляя в музеях небольшие куски малахита в качестве ценных экспонатов.

Состояние: Отличная сохранность.
Цена: 110 000 рублей.
в корзину