ЖИВОПИСЬ ГРАФИКА РИСУНОК ГРАВЮРЫ ВИННЫЙ АНТИКВАРИАТ БРОНЗА СЕРЕБРО
ФАРФОР СТЕКЛО МЕБЕЛЬ И ЗЕРКАЛА ЧАСЫ И НАУЧНЫЕ ПРИБОРЫ ПРЕДМЕТЫ АНТИКВАРНОГО ДЕКОРА ИСКУССТВО ВОСТОКА
Антикварная фарфоровая декоративная тарелка "Жницы" (Товарищество М.С.Кузнецова в Москве)
« 77 »
Артикул: P109109B
Название: Антикварная фарфоровая декоративная тарелка "Жницы" (Товарищество М.С.Кузнецова в Москве)
Место и Дата создания: Россия, Товарищество М.С.Кузнецова, магазин в Москве, 1889-1917 гг.
Материал и Техника: Фарфор, деколь с подрисовкой, золочение.
Размер ВхШхГ: диаметр 18.5 см.
Описание:

Декоративная настенная тарелка "Жницы", изготовленная мастерами фаянсового завода "Товарищество М.С.Кузнецова" для продажи в московском магазине фабрики.

Вряд ли найдется в России человек, который не слышал бы о знаменитой когда-то империи "фарфорового короля" Матвея Сидоровича Кузнецова или, по крайней мере, о кузнецовском фарфоре: чайных парах, тарелках, блюдах и целых сервизах. 

О промышленниках и купцах-старообрядцах Кузнецовых было известно с начала XIX века, когда в 1810 году началось строительство небольшого фарфорового производства в городе Гжель, а затем появилась крупная фабрика в Дулёво Владимирской губернии. В 1846 году в семье Сидора Кузнецова родился долгожданный сын – наследник Матвей, которого отец растил как продолжателя семейного дела. Основы фарфорового дела Матвей Кузнецов постигал обучаясь в Рижском коммерческом училище. А технологическую практику проходил на Рижском фарфоровом заводе Кузнецовых. В 18 лет Матвей становится единоличным владельцем всех заводов семьи Кузнецовых. Возглавив отцовский бизнес, Матвей Кузнецов поставил себе цель, к которой шел затем всю свою жизнь – монополизировать фарфоровое производство в России.

В конце XIX века Матвей Сидорович объединил 18 собственных предприятий, в том числе восемь фарфоровых и фаянсовых фабрик, создав "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий", став крупнейшим производителем в этой области. Все товары маркировали единой отметкой "Товарищество М.С.Кузнецова". К 1898 году "Товарищество" стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века на фабриках "Товарищества" производилось около 2/3 российского фарфора. В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Особенностью кузнецовской продукции была не только массовость, но и постоянная ориентация на вкусы потребителей. Для крестьян – товар дешевый, не броский, для горожан – сервизы средней цены, но по росписи похожие на дорогие. Для богатых купцов предлагали посуду с "золотым нутром" – покрытую изнутри сплошь золотом, или "полунутром" – с золотом наполовину. Выпускали посуду для трактиров, ресторанов и многое другое. Поэтому практически в любой российской семье имелась какая-нибудь чашка или блюдце с клеймом Товарищества Кузнецова.

Что же касается сюжета "Жницы" на декоративной настенной тарелке – он яркое воплощение так называемой "народной темы" в оформлении фарфоровых изделий. Темы необычайно популярной во второй половине XIX века, и отвечавшей нараставшим народническим устремлениям в российском обществе. В одном народном ряду со жницами стояли косари в поле, путники в дороге, юные пастухи, танцующие в сарафанах девицы, резвящиеся крестьянские дети, старики с собаками, рыбаки и прочий простой люд, вписанный в пасторальные сельские сюжеты.

Эти весьма реалистические жанровые зарисовки, oбычно заимствованные с картин или гравюр, размещались по центру изделия, дополнительно оформленного орнаментом. По примеру европейских фарфоровых фабрик Кузнецов активно использовал технику деколи вместо рисунка на фарфоре. Сюжет "Жницы" на представленной тарелке выполнен в этой технике. Имя автора оригинала, вероятнее всего художника барбизонской школы, скрыто за монограммой A.F. в нижнем правом углу картинки.

Состояние: Отличное, сколов, царапин, трещин нет. Незначительные потёртости золочения.
Цена: 30 000 рублей.
в корзину